Статьи
 

Обзор ойратской истории

Автор: Хойт Санжи

1.Глава I. Домонгольский период: древние союзы племен (VIII-XI века), ранние ойраты (XII век).

ДРЕВНИЕ СОЮЗЫ (VIII-XI ВЕКА)

Исторические пертурбации, происходившие на протяжении всего I тысячелетия н. э. вели к распаду старых и образованию новых временных объединений, союзов племен. Основными письменными источниками, позволяющими выделить этнические группы, послужившие субстратом для сложения будущего ойратского союза являются в основном китайские летописи. В труде Сыма Цяня (около 145-90 гг. до н. э.) "Ши цзи" ("Исторические записки" или "Записки историка"), сообщается о трех группах народов: хунну, дун-ху и дун-и, обитавших в восточной части Азии в I тысячелетии до н. э. (Эрдниев, 1985). Когда хунский шаньюй Модэ разбил дунху (некоторые исследователи предполагают, что это была монголоязычная группа народов), оставшийся народ укрылся в горах Ухуань откуда и пошло их название. Сяньби также являвшиеся отраслью дома дунху получили название от гор Сяньби-шань, в которых они жили (Митиров, 1998). В III - IV веке в Восточной Азии к северу от Китая шел процесс великого переселения народов. Он начался с перемещения южных хуннов (нань сюнну), сяньби, ди, цян, цзе и других племен, которые с севера постепенно продвигались на Среднекитайскую равнину. Сяньби, которые после хунну были наиболее крупным объединением еще с III в. делились на несколько союзов.

Наиболее многочисленными были союзы муюнов, владевших территорией Южной Маньчжурии, и тоба, кочевавших по территории современной Внутренней Монголии и Ордоса. Муюны заняли территорию современной провинции Хэбэй, вели длительные войны против хунну. При поддержке китайцев они создали государство Янь.
Янь имела столкновения с Цинь, государством образованным племенами тибетской группы, на землях современных Ганьсу, Шэньси и Нинься. Цинь распалась в 383 г., потерпев поражение от китайцев в бассейне Хуанхэ. Отмечается, что государства создаваемые в то время завоевателями на севере отличались политической нестабильностью. Почти столетние военные столкновения прекратили тоба, захватившие Северный Китай. В конце IV в. их вождь Тоба Гуй был провозглашен императором, а его внук установил династию Северных Вэй (386 - 534), впоследствии ассимилированную в китайской среде (История Китая, 1998).

В VI в. на востоке обитали три народа: татабы, которых китайцы называли хи, жившие по западным склонам Хингана; кидани (также отрасль дома дунху (Эрдниев, 1985)), занимавшие степную часть Маньчжурии, к северу от реки Ляохэ; и 30 татарских племен (отуз-татар), получивших у китайских географов название Шивэй (Гумилев, 1993). История династии Суй (581-618 (История Китая, 1998)) сообщает, что шивэйцы "относятся к ветви киданей: живущие на юге называются киданями, на севере - шивэйцами". Одна из ветвей шивэйцев называлась мэнгу-шивэй (Mengwu Shiwei - http://www.uglychinese.org/mongolian.htm#mengwu), этот этноним считают первым достоверным упоминанием о монголах (Митиров, 1998). В 629 г. в борьбе с сирами упоминается племя он-уйгуров (десятиплеменной уйгурский народ), которое создает антисирскую коалицию "токуз-огуз" (девять-огузов, т.е. племен). Впоследствии эти группы составляют население Уйгурского каганата (745 - 840). Кроме тюркоязычных он-уйгур и токуз-огуз туда входили некоторые самодийские племена и монголоязычные отуз-татары (Авляев, 1984). В 840 г. происходит разгром уйгуров енисейскими киргизами и освобождение отуз-татар или шивэй - потомков сяньби от уйгурского господства. Часть шивэй живших в начале в верхнем течении реки Амур после событий 840 г. переселяется в западное Прибайкалье и в верховья Енисея, оттеснив курыкан (предков якутов) и туматов (потомков дубо из "Тан-шу") (Авляев, 1994). Возможно из них выделились племена группы Цзубу, упоминавшиеся в "Ляо Ши" (Авляев, 1984).

В "Алтан Тобчи" Лубсан Данзана (Горохова, 1984) говорится, что основатель ойратского рода дорбэнов Дува-Сохор конца IX - начала X вв. происходил по мужской линии в 11 поколении от легендарного потомка всех монголов Бортэ-Чино. Бортэ-Чино был по мнению автора "Алтан Тобчи", младшим братом тибетского царя Далай-Субин Алтан Сандалиту-хагана (Сроцзангамбо 617-649). Он покинул Тибет из-за начавшейся междоусобной войны и прибыл в страну Джад ("чужой"). Это событие отнесено автором "Алтан Тобчи" к VII в. Обосновавшись в урочище Бурхан-Халдун, Бортэ-Чино женился и основал свой род "монгол". С того времени минуло примерно 400 лет, когда после смерти Дува-Сохор 4 его сына, не признавая своего дядю по отцу Добун-Мэргэна, откочевали от него и образовали "dörben irgen" (Сокровенное сказание, 1990). Это считают самым первым и ранним упоминанием одного из ойратских родов - дэрбэтов (Горохова, 1984).

Абаоцзи (Апоки или Амбигань из рода Елюй) в 916 г. объявил себя императором (Митиров, 1998; Дашибалов, 1997; История Китая, 1998) государства киданей - Ляо (916 - 1125 гг.) (или Да-Ляо - Великое Ляо (Авляев, 1994)), названное так в 917, вероятно, по реке Ляошуй (Шара-Мурэн), что находится в Маньчжурии, где первоначально и кочевали кидани и родственные им племена. По некоторым оценкам, в период расцвета государства Ляо общая численность населения составляла 3 млн. 800 тыс., из них собственно киданей было 750 тыс., бохайцев (народы Амура) - 450 тыс., китайцев - 2 млн. 400 тыс. и представителей других народов - 200 тысяч (Дашибалов, 1997). В начале XI в. киданьское Ляо вело войны с Китаем и часто действовало заодно с тангутским (китайско-тибетско-уйгурским) Западным Ся (История Китая, 1998).

В борьбе с киданьским Ляо Мо-ко-сы (Маркус или Меркуз, Хурчаус, Буюрук-хан монгольских и персидских источников) - предводитель группировки Цзубу сумел объединить многие племена (в том числе и часть татар). Он доводился дедом Тогорил (Тоорил) или Ван-хану кереитскому (Викторова, 1980). Кроме кереитов (центральная группа) в Цзубу входили найманы (северо-западная группа), меркиты (северная группа), согдийцы (сог-по) (Авляев, 1984). Авляев Г.О.(1984) приводит сведения арабского историка Абуль Фараджа, пишущего, что в 1007 царь кереитского народа обратился к несторианскому митрополиту Ебед-Иешу в г. Мерве (одном из городов Хорасана) с просьбой принять его в христианскую веру с народом, насчитывавшем 200 000 человек. Видимо это является первым упоминанием о кереитах. Он же (Авляев, 1984) приводит слова Рашид-ад-дина о кереитах: "Они представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов... Они славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лугат) - близки друг другу". Утверждение о монголоязычности кереитов Авляев подтверждает сообщениями из "Сокровенного Сказания" из которых следует, что кереиты общались с монголами Чингис-хана на одном языке и другого языка не знали. В другой работе (Авляев, 1994) этот вывод распространяется на найманов и меркитов. В X - XI вв. олеты и батуты (которые позже станут известны как члены ойратского союза, хотя возможно союз этот существовал и в X - XI вв.) видимо ушли на север с курыканами (гулигань) и участвовали в этногенезе современных якут (Авляев, 1994; Эрдниев, 1985).

Таковы вкратце события, иллюстрирующие исторические процессы, происходившие в I тысячелетии. Неизбежные контакты, распад старых и образование новых военных и политических союзов, происходившие на территории Восточной и Центральной Азии, вели к выделению различных монголоязычных групп, составивших этнический субстрат, из которого впоследствии выделился ойратский союз.

РАННИЕ ОЙРАТЫ (XII ВЕК)

"Во второй половине ХII в. в районе озер Далай-нур и Буир-нур кочевали татары, принадлежавшие к монгольскому племени. К западу от них по реке Толе жил народ под названием кереит. К западу от них, по Алтайскому хребту, жило племя найман. Севернее от татар, кереит и найман, по реке Онон, жили собственно монголы. К западу от монгол, к горам Хангай и оз. Байкал жили меркиты. Между Табун-ула, Саянами и оз. Байкал - ойраты. Джунгария была заселена уйгурами, народом тюркского происхождения, принявшим культуру и письменность не от Китая, а с запада. Громадное пространство, состоящее из Восточного Туркестана, большей части Джунгарии, Семиреченской области и района оз. Балхаш, составляло государство (Хара) Кара-Китай, населенное тюркскими племенами. Сары, кара-китайцы были, вероятно, монгольского происхождения и переселились на запад в первой половине ХII века" (Гумилев, 1993). Локализация Гумилева дополняется информацией бурятского историка Дашибалова (1997), где указывается что "в Байкальской Сибири (Баргуджин-Токуме) в XII - XIII веках обитали такие племена: кори (хори), баргут, тумат, байаут, ойрат, бурят, хойи-урянка, меркит. ... Названия ойрат и бурят в источниках в ряде случаев встречаются рядом друг с другом. В некоторых старых летописях они упоминаются даже как ойрат-бурят... О том, что буряты жили западнее озера Байкал можно заключить и из "Сокровенного сказания монголов", где они упоминаются среди енисейских народов. Следовательно, буряты и какая-то часть ойратов населяли западные пределы Баргуджин-Токума на границе с областью Кем-Кемджиут. Причем ойраты были гораздо больше по численности, и составляли союз племен, а буряты были малочисленны и входили в ойратское объединение". Следовательно, в то время ареал ойратского союза был несколько шире, указанного Гумилевым (1993). Это подтверждается и калмыцким историком Эрдниевым (1985), писавшем, что на рубеже XII и XIII вв. ойраты и другие монгольские племена освоили значительную часть Прибайкалья - бассейн реки Селенги, долину Ангары, верховье Лены, северо-восток озера Байкал, верховье Енисея; лесные районы, межгорные долины и степи на северо-востоке Саян и Танну-Ола.

"Об этом судят по археологическим материалам и летописным источникам... Согласно утверждению Рашид-ад-дина, ойраты "издревле были многочисленны и разветвлялись на несколько отраслей, у каждой в отдельности было определенное название с таким распределением...". Здесь текст обрывается, и мы не можем сказать, что собою представляли "отрасли" и "разветвления", о которых сообщает Рашид-ад-дин, какие роды или племена входили в этническое объединение ойратов. Тем не менее совершенно ясно, что название "ойраты" обозначало нечто большее, чем первичные племена, а также то, что их этническое единство неоспоримо" (Эрдниев, 1985). О единстве ойратов может свидетельствовать утверждение Рашид-ад-дина: "Ойраты всегда имели государя и вождя" (Митиров, 1998).

В племенах ойратского союза, располагавшегося в верховьях реки Енисея, Приангарье и в части в Западного Прибайкалья, шел процесс перемалывания диалектных различий и формирования ойратского диалекта древнемонгольского языка, имевшего, согласно утверждению Рашид-ад-дина, "небольшую разницу от языка других монгольских племен" (Эрдниев, 1985).

Состав ойратской конфедерации племен XII в. приводится двумя калмыцкими исследователями. Калмыцкий (российский) историк Авляев Г.О.(1994), ссылаясь на летописи ордосского князя Саган Сэцэна приводит олетов, батутов, хойтов, кэргудов. Ойратский (калмыцкий) историк Шильгин Норбо (1999), происходящий из синьцзянских ойратов, ссылаясь на обширный материал ойратских и других источников дает более развернутую картину: "В двух исторических сочинениях с одинаковым названием "Сказание о дурбэн-ойратах" ("Dörben Oyrad-un teüke"), авторами которых являются Габан Шараб и Баатур-Убаши Тюмень, а также в недавно найденной в Синьцзяне анонимной "Родословной монголов" ("Mongγol-un uγ eki-yin teüke") и других, написанных на "ясном письме" исторических сочинениях и жизнеописаниях, называются 4 племенных объединения и 8 племен дурбэн-ойратов: 1) хойты и баатуты; 2) баргуты и буряты; 3) öлöты и дэрбэты; 4) хошуты и торгуты. В "Сказании о дурбэн-ойратах" Габан Шараба и в "Истории Хo-Öрлöка" также говорится и о том, что дурбэн-ойраты по своему составу делятся хронологически на 3 группы: "ранних дурбэн-ойратов", "средних дурбэн-ойратов" и "поздних дурбэн-ойратов", и научно объясняется, как в процессе исторического развития племенной состав ойратов изменялся под влиянием времени, места обитания и других причин. Так по сообщению "Истории Хo-Öрлöка", в состав "ранних дурбэн-ойратов" входили хойты и баатуты, баргуты и буряты, öлöты, дэрбэты - итого 4 племенных объединения и 6 племен".

Состав "ранних ойратов" названный Шильгин Норбо отличается от приведенного Авляевым наличием баргутов, бурятов и дербетов. В работе Митирова (1998) приводится ряд других точек зрения на этот вопрос. Трудно однозначно склониться к тому или иному мнению, однако следует отметить, что в Сокровенном сказании (1990) дербеты упоминаются отдельно от ойратов. Вероятно, что дербеты, а также баргуты и буряты вошли в ойратский состав со времени правления Чингис-хана, либо несколько позже. Кереиты, меркиты, найманы и более мелкие группы также были включены в состав ойратского союза позже, во времена существования монгольской империи. Учитывая изложенные выше факты, вопрос о составе ранних ойратов следует оставить открытым.

В настоящее время существует три версии происхождения этнонима ойрат (ööрд, ööрдэ, ойрд): 1-я - бурятского ученого Д. Банзарова, утверждавшего, что слово "ойрат" распадается на два термина "ой" и "арат" (лесные люди) (Эрдниев, 1985); 2-я - Бичурина, русского монаха-переводчика XIX века, вытекает из калмыцкого (или монгольского) произношения "öörd" "Ойрат есть монгольское слово в переводе: союзный, ближний, союзник" (Бичурин, 1991) или "ближний, близкий" (Калмыцко-русский словарь, 1977); 3-я - калмыцкого исследователя Н. Убушаева предполагает тотемное происхождение термина ойрат (в значении волк) и считает не случайным совпадение с финским "koira" (собака). Гипотеза может говорить о возможности контактов финно-угорских племен с предками западных монголов в районе Минусинской котловины.

Олет (ööльд, öлöт, ойлот, элет, элют, улят хамниган, угелет, огулет, öгöлöт) - по версии Авляева (1994) этот этноним переводится как "обиженные" (ööлх (калм.), ööнтöглöх (халх.) - "обижаться" (Калмыцко-монгольско-русский словарь, 1986)). Версия Авляева (1994) маловероятна, и является ярким примером народной этимологии. По другой версии этот этноним является искаженным (вероятно китайским) произношением термина "ойрат". "Но сие достоверно, что в XVI веке калмыцкий народ назывался на их языке ойрот, а по-мунгальски ойлиот..." (Бакунин, 1995). В случае, если эта версия верна, именно это племя или аристократический род дало имя ойратскому альянсу. Существует и другая точка зрения - Б.Я. Владимирцов писал, что "так называемый "Ойратский союз", о котором много говорят европейские ориенталисты, никогда не существовал. По-видимому, представление об ойратском союзе появилось под влиянием не совсем правильного понимания слова ойрат, как "близкие", значит и "союзники". Из того факта, что существовало название Дорбен Ойрат - "Четыре Ойрата", никак нельзя делать вывод о том, что союз был ойратский". (Митиров, 1998). Иными словами Б.Я. Владимирцов полагал, что выражение Дорбен Ойрат (Дöрвн Ööрд) следует понимать как "Четыре союзника", из чего следует, что вовсе необязательно именно группа под названием "ойрат" дала имя ойратскому союзу.

Этноним батут (баатут, баhатут, багатут) является одним из ряда неизвестных "Сокровенному сказанию" и Рашид-ад-Дину, по сообщению Эрдниева (1980) батуты входили в ойратский союз XIII в. Калмыцкие исследователи (Авляев, 1994; Эрдниев, 1980) полагают, что этноним батут, баатут образовался в результате выпадения согласной из термина баhатут, багатут (богатыри) - процесса, характерного для монгольских языков. Выпадение согласной в слове баатут наблюдается в тексте Сокровенного Сказания (1990): "Пусть в дни сражений будут впереди меня и зовутся "баатут-богатыри" (… Qatqulduan udur urida baiju, baatut boltuqai)".

Хойт (хöд, хойд, хэс) переводится с современного монгольского как северный. В "Шара Туджи" (летописи XVII в.) о хойтах сообщается как об одном из четырех ойратских тюменов (Эрдниев, 1985).

Локализацию баргут очерчивает, ссылаясь на Рашид-ад-Дина, Эрдниев (1980): "Племена баргут, коры и тулас близки друг с другом. Их называют так вследствие того, что их стойбища и жилища находились на той стороне реки Селенги, которую населяли монголы, называющие себя "баргуджин-токум". Это подтверждается и Дашибаловым (1997): "все исследователи согласны в том, что основные кочевья баргутов находилась в Баргузинской долине". Он же пишет, что в курыканскую эпоху их называли байегу (байырку) и по средневековым китайским летописям и древнетюркским руническим надписям байырку относились к телесским племенам. Они имели "отборные войска 10 000, жителей 60 000 человек, все богаты" (Кюнер, 1961) (С этим сообщением перекликается попытка трактовать этноним байегу с современного якутского языка, как "бай ага уус" - богатое племя (Кривошапкин, 1998)). Анализируя происхождение баргут Дашибалов (1997) пишет, что байырку входили в конфедерацию телесских племен, создавших Уйгурский каганат (745 - 840), после разгрома которого средневековыми хакасами (енисейскими кыргызами), упоминания о племени байырку в источниках не встречаются. Он же (Дашибалов, 1997) предполагает, что в курыканскую эпоху баргуты говорили на тюркском языке, а во время господства монголов они стали монголоязычны. "Имеется мнение, высказанное языковедами, что в ряде случаев в источниках термин барга-баргу не может быть наименованием племени. Баргу - презрительное наименование лесных племён, которые, по мнению более развитых степных соседей, являлись "грубыми, необразованными" варварами, что означает дословно с монгольского языка это выражение (Бертагаев, 1958; Санжеев, 1983). … Рашид-ад-дин повествуя о населении Прибайкалья, пишет: "Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы… Эти племена близки друг с другом. Их называют баргутами (в данном случае Рашид-ад-дин говорит не об общем названии народа, а отмечает факт того, что перечисленные племена являлись отдаленными и отсталыми - Дашибалов)".

Кэргуд - Авляев (1994) считает енисейскими киргизами - предками современных хакасов и киргизов, однако ранее он же (1984), ссылаясь на одну из версий "Алтан Тобчи", предполагает под термином "кэргуд" кереитов (в тексте - "керед-гуд"), однако это кажется маловероятным, т.к. кереиты вошли в ойратский союз в виде торгоутов.

Кереит (кераит, керяд) в единственном числе керя (керä - современный калмыцкий, хэрээ - современный халхасский вариант) - "ворона", является по всей вероятности древним тотемным этнонимом. В 1115 году у чжурчжэней, подчинявшихся киданям, власть захватила племенная аристократия. Ее вождь Агуда был провозглашен императором государства Цзинь (Золотое) (1115-1234). Чжурчжэни начали войну против империи Ляо, к тому времени значительно ослабевшей. В 1120 г. Суны (китайцы) заключили с Цзинь военное соглашение против Ляо. В 1115 - 1125 годах Ляо была уничтожена. Спасаясь, отряды киданей и подвластные племена ушли на запад, где в районе Иссык-Куля основали государство кара-киданей Западное Ляо (Си Ляо) (1124-1211) (История Китая, 1998). После разгрома киданьской империи (Да Ляо) чжурженями, ведущая роль в Центральной Азии перешла к кереитам, а кереитские и монгольские земли остались фактически независимыми от империи Цзинь (Викторова, 1980). Рашид-ад-дин сообщает, что они имели "больше силы и могущества, чем другие племена, много враждовали с многочисленными племенами, особенно с племенами найманов" (Эрдниев, 1980). Авляев пишет: "В XII в. союзниками кереитов против найманов и меркитов были монголы Трехречья. Важно отметить, что монголы сохраняли брачные связи с киданями, брали жен из унгиратских и олхонутских племен. Кереитский Тоорил-хан не раз бывал при дворе кара-китайских гур-ханов. Кереитское ханство охватывало земли от верховьев Селенги на севере до излучины Хуанхэ на юге, от Хангайских гор на западе до земель унгиратов и татар в районе Буир-Нора и Халхин-гола на востоке. На севере кереиты граничили с монголоязычными ойратами и меркитами, на западе - с найманами, на юге с тангутами государства Си-Ся и подчиненных им тогонов или "а-ша". По данным Рашид-ад-дина, кереиты имели в своем составе следующие племена: кереит, джиркин, конкаит (тунгкаит, донгхаит), сакаит (сахаит), тумаут, албат (элиат, альмат). ...к ним следует добавить род хиркун, причисляемый в монгольских летописях к кереитскому племени." (Авляев, 1984). Он же приводит мнение Викторовой (1980) о составе кереитов, включающем "наряду с тюрко-уйгурскими компонентами и некоторые иные, связанные с киданьско-монгольскими".

Найман (нäман, нямн, нääмн). Некоторые лингвисты предлагают выводить этноним "найман" из монгольского "найман", что означает восемь (нäман, нямн, нääмн - калмыцкий, ням, нäм - халхасский вариант). Авляев (1994) считает их восемью племенами южных сяньби с полуострова Ляо-дун, они были также многочисленны, имели свою государственную структуру, и по сообщениям "Сокровенного сказания" (1990), представляли довольно сильных противников монголам XIII в.

Меркит (мергит, мергет, меркет, меркт, мергт). В единственном числе мерген (мергн - калмыцкий, мэргэн - халхасский) означает меткий, стрелок, удачливый охотник, снайпер. Известно, что "это племя состояло из уйгур, мудан, тудаклин и джиюн, имело многочисленное чрезвычайно воинственное и сильное войско" (Эрдниев, 1980). Меркиты, как кереиты и найманы - одно из древнейших племен монголов. Авляев (1994) пишет, что в "Ляо-ши" они зафиксированы как "мэйлицзы". Им отведено немало места в "Сокровенном сказании". Чингис-хан одержал победу над ними в союзе с вождями других монгольских племен. Рашид-ад-дин пишет, что "это племя имело многочисленное, чрезвычайно воинственное и сильное войско. Меркиты - это часть монгольского племени. Они сражались и воевали с Чингис-ханом и Онханом". По его же сообщению, Чингис-хан приказал, чтобы "никого (из меркитов) не оставляли в живых, а (всех) убивали, так как племя меркит было мятежное и воинственное и множество раз воевало с ним". Гумилев же (1993) считал меркитов самоедами подвергшимися тюркизации и монголизации.

Кереитское, Найманское и Меркитское ханства XII в. Авляев (1984) относит к типу раннефеодальных ханств, отмечая при этом, что "видимо, наиболее развитыми в культурном отношении, а также по наличию элементов государственной машины были найманы и кереиты (государственная печать, письменность, распространение религий - христианства несторианского толка, буддизма и др. религиозных течений)".

   1    2    3    4    5  Вперед
1 сентября 2008      Автор: admin      Просмотров: 32      Комментарии

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, всем зарегистрированным посетителям надо ввести свой логин и пароль. Кликните на ссылке "Авторизация" в самом верху страницы, и откроется форма для ввода логина и пароля. Если у вас еще нет логина, предлагаем вам зарегистрироваться на сайте. Процедура регистрации очень простая и быстрая. Буквально в течение минуты у вас появится возможность задавать вопросы, общаться с другими пользователями, комментировать статьи, в общем участвовать в жизни сайта. Добро пожаловать!
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2014 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта