Статьи
 
© Хабиб Абдуллаев

К ВОПРОСУ О КЫРГЫЗАХ И ФЕРГАНЕ

(Статья любезно предоставлена автором)

Общеизвестно, что кыргызские племена издревле жили в горных районах, непосредственно прилегающих к Ферганской долине.

В этой связи любопытно вспомнить одно из преданий (возможно, не самое достоверное, но достаточно старинное) о происхождении кыргызов. В нем, в частности, рассказывается о святом путнике Мансуре, убитом жителями Андижана. В соответствии с его последней волей тело было сожжено, а пепел брошен в близлежащее озеро. Озеро вспенилось, а гулявшая на берегу принцесса и ее 40 фрейлин попробовали эту пену, после чего забеременели. Сын ханской дочери от пены, названный в честь девиц Кыргызом, стал прародителем кыргызских племен. Впоследствии Кыргызбай после ссоры с братьями поселился в том же Андижане.

Согласно тому же преданию, потомство остальных 40 девиц получило название отуз-уул ичклик.

В своих записках султан Бабур упоминает крупное - в 5-6 тысяч семейств - кочевое племя Чограк, обитавшее к востоку от Андижана между Ферганской долиной и Кашгаром. Чограки занимались разведением коней, овец и кутасов - яков (последних в Средней Азии исторически разводили только кыргызы). В 1495 году Бабур экспроприировал у них 20000 овец и около 1500 коней для своих военных нужд. Любопытно, что племени чограк у кыргызов нет, однако в середине XX века среди кыргызов тейин, нойгут и бостон были отмечены небольшие группы населения, относящие себя к подразделению чогорок.

В XVI веке в результате ойратской агрессии произошло массовое перемещение кыргызов с севера непосредственно в долину. Большая часть из них достаточно быстро возвратилась на север в связи с победой над ойратами. Тем не менее этого недолгого пребывания хватило для их тотальной исламизации под влиянием ферганского духовенства.

По мере укрепления Кокандского бекства, а затем ханства, к середине XIX столетия его военная и политическая власть распространилась на большую часть территории, занимаемой кыргызами.

Ферганские кыргызы подразделялись на подданных Коканда и на признающих его власть. Первые - адигине, ичкилик и найман, кочевавшие летом на Алае, а зимой в долине. Они пользовались одинаковыми правами с кочевыми узбеками, служили в войске и занимали в ханстве военные и гражданские должности. Ко вторым относились все остальные, обязанные платить зякат и выставлять вспомогательное войско в случае необходимости. К их числу относились болорские кыргызы, имевшие над собой наместника в чине додхо, сидевшего в Ташкургане. Интересно, что хан Ширали, правивший Кокандом с 1842 по 1845, по матери происходил из кыргызского рода сару, бием которого был его дед Аджибай (по другим данным, последнего относят также к роду кошчу). В середине прошлого столетия расселение собственно ферганских кыргызов выглядело примерно следующим образом:

ПОКОЛЕНИЕ ОТДЕЛА СОЛ МЕСТНОСТЬ ФЕРГАНЫ
боре Ош
мундуз Азрет-Аюб
кесек Аушират, Маргилан
бору (бёрю) Наукат, Учкурт
кыдырчи к северу от Учкурта
теит к северу от Учкурта
туяляс Шахрихан
бостон Шахрихан
ардай Лёхшат, между Андижаном и Ошем
муняк Таш-Ата
багыш на реке Булакбаши
чонбагыш на реке Ханарык
канглы Ассаке
тарычи Сузак
буйдайчи Сузак

Упомянутые поколения кыргызов жили в постоянном общении с оседлым населением и, не оставляя своих обычных занятий, одновременно занимались земледелием. Современники отмечали, что нравы и язык этих кыргызов имели немало общего с чагатайскими тюрками.

Они были также непременными участниками кровавых междоусобиц, сотрясавших Фергану после смерти Омар-хана, вплоть до присоединения к России.

Стремясь сохранить свое влияние среди кыргызской знати, кокандские ханы щедро раздавали ее представителям почетные звания и титулы, окружая их соответствующими знаками уважения. Это касалось не только ферганских кыргызов, но в первую очередь сарыбагышей, бугу, солто и саяков, на которых Коканд рассчитывал в борьбе с русскими. Внешнее почтение кокандцев к биям, произведенным в ранг "парвоначи илиатийя", т.е. кочевых губернаторов, психологически импонировало кыргызам. Русские же казаки даже самого низкого ранга позволяли себе крайне фамильярное и покровительственное обращение с кыргызскими феодалами, что оскорбляло последних и серьёзно замедлило переход кыргызов в русское подданство.

Особую роль в Фергане играло воинственное племя кыпчаков, представители которого занимали высшие военные посты, а иногда и правили государством (в частности, минбаши Мусульманкул в 1845-52 гг.).

Следует отметить, что Мусульманкул был кипчаком узбекского происхождения, поэтому мы не будем останавливаться на его правлении.

Напротив, Алимкул (известный как Амиркул амир-и-ляшкар), реально правивший Кокандом в 1863-65 гг., являет собой яркий пример роли кыргызов в истории Кокандского государства. Его деятельность представляет большой интерес для любителей ферганской истории.

Алимкул был сыном кыргыз-кыпчака Хасан-бия из Бучун-биткана близ Коканда. Поучившись в медресе Коканда и Андижана, он стал бием в Курган-тепа, но авскоре вошел в свиту Малла-хана, брата Худояр-хана. После бунта, устроенного Малла-ханом против брата, карьера Алимкула быстро идёт в гору - он получает придворное звание ишик-агаси (привратника) и чин мир-пансада (пятисотника), получает в управление Чимион, а затем Маргилан. После гибели Малла-хана в 1862 году Алимкул изгоняет из Ферганы Худояр-хана и бухарского эмира Музаффара и возводит на престол малолетнего сына Малла-хана Султан Сейида и становится при нём фактическим правителем.

Несмотря на явный военный талант, проявленный в войнах с бухарцами, Алимкулу с его плохо вооружённой армией не удалось остановить начавшееся продвижение русских войск на юг. Кокандцы потеряли Сузак, Туркестан, Аулие-Ату и Чимкент. При обороне Ташкента в 1865 году Алимкул был смертельно ранен.

Это лишь некоторые штрихи истории кыргызов в Фергане, но и они ясно указывают на давнюю общность исторических судеб узбекского и кыргызского народов.

1 сентября 2008      Опубликовал: admin      Просмотров: 78      Комментарии

Другие статьи из этой рубрики

Б.М. Жумабаев. Доисламские верования кыргызов в трудах русских исследователей.

Русские путешественники и исследователи, посещавшие во второй половине Х1Х в и начало ХХ в. В Среднюю Азию и Кыргызстан, уделяли большое значение физико и экономо-географическому изучению этого все ещо остававшегося малоизвестным в европейской науке региона. А участники военно-научных экспедиций и рекогносцировок исследователи Кыргызстана в стратегическом плане. И это вполне соответствовало целям и задачам колониальной политики царского правительства и его властей в Туркестане. Вместе с тем, в деятельности русских и отчасти зарубежных путешественников и местных краеведов в большой мере наличествовало и другое направление - исследование природы и населения края собственно в интересах развивающихся русской и зарубежной науки, особенно этнологии. И не удивительно, что в их научно- литературном наследии отразились многие стороны культуры, этнографии, традиции, нравы и обычаи кыргызского и других народов населяющих Среднюю Азию. Доисламское вера у кыргызов в том числе шаманство и шаманский култь в трудах путешественников и исследователей встречается эпизотически, хотя имеет ценное научное значения.

Д.Б. Сапаралиев. О государственном устройстве кыргызов со второй половины XVIII века до середины XIX века

В политической истории кыргызского народа период со второй половины XVIII в. до середины XIX в. является тяжёлым временем преодоления внутренней родоплеменной раздробленности с целью создания единого централизованного государства, которая на стадии его завершения и дальнейшего развития была поглощена Российской империей. Восемнадцатый век, по определению известного русского востоковеда Василия Бартольда, "был критическим для всего мусульманского мира", и в особенности для народов Туркестана, где бок о бок проживали близкородственные тюркоязычные народы такие как кыргызы, казахи, каракалпаки, узбеки, уйгуры, туркмены и др. Поскольку их территории тогда и позднее до середины XIX в. часто становились объектом агрессии иноземных войск, сначала государства западных монголов - Джунгарского ханства, а затем Цинской и Российской империй. Наряду с меркантильными интересами иноземных завоевателей в значительной степени этому способствовала и наблюдавшаяся политическая раздробленность Туркестанского региона.

Добавить комментарий

Для того, чтобы добавить комментарий, всем зарегистрированным посетителям надо ввести свой логин и пароль. Кликните на ссылке "Авторизация" в самом верху страницы, и откроется форма для ввода логина и пароля. Если у вас еще нет логина, предлагаем вам зарегистрироваться на сайте. Процедура регистрации очень простая и быстрая. Буквально в течение минуты у вас появится возможность задавать вопросы, общаться с другими пользователями, комментировать статьи, в общем участвовать в жизни сайта. Добро пожаловать!
 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2014 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта