MONUMENTA ALTAICA – свободный доступ к древним и современным текстам на алтайских языках, к современной и классической научной литературе по лингвистическим проблемам алтайских языков, к словарям, библиографиям и грамматикам монгольских, тюркских, тунгусо-маньчжурских, корейского и японского языков.
Так называемый "Гумбез Манаса", на самом деле легендарный батыр был похоронен тайно в другом месте.
Народ, основное население Кыргызстана. Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Синьцзяне (Китай) и небольшие группы в Западной Монголии и Северо-Восточном Афганистане и Пакистане. Язык кыргызский кыргызско-кипчакской группы тюркских языков.
[Народы и религии мира. - М.: БСЭ, 1999]
Киргизы, или Каракиргизы, ветвь древнего тюркского племени "Кыргиз", часть которого поглощена Большой киргиз-кайсакской ордой, а часть сохранила самостоятельность, из 7 родов киргиз - четыре тюрко-динлинского происхождения, а 3 - тюрко-алтайского. Киргизы кочуют в пределах России и Китая, по долине Алая и по плоскогорьям Тянь-Шаня и Памира. К. около 300 т., все они мусульмане. Язык у Киргиз и Киргиз-кайсаков почти один и тот же, чисто тюркского характера, звучен и образен; народная поэзия развита. Чисто киргизской письменности нет; книжный язык - смесь киргизского и татарского.
УЗБЕКИСТАН. Численность: более 370 000 человек (данные доклада президента Республики Кыргызстан А. Акаева на ассамблее народов Кыргызстана). Расселены в основном в пределах Ферганской долины. Большая часть кыргызских аилов и земель вошли в состав соседнего Узбекистана в результате процесса национального размежевания, проведенного в 20-е годы XX века.
КИТАЙ. Численность: более 200 000 человек. Основная часть кыргызов расселена в Кызыл-суйском кыргызском автономном округе Синьцзянь-уйгурского автономного района КНР.
ТУРЦИЯ - Численность: 200-310 семей (1100-1200 чел.). Расселены в деревнях Акынкёй и Шерефликочхисар вилайета Анкара - 12 домов; в ильче Джиханбейли вилайета Конья - 4 дома; 197 семей расселены в деревне Карагюндюз вилайета Ван, 298 семей в Эрджиш; 1300 чел. – в населенных пунктах вилайета Малатья и Адана. Сохраняют родной язык. По мнению турецких специалистов кыргызскую этническую группу характеризует ряд общих моментов - приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев. Последнее особенно касается беженцев 1982 г., которые по спецсоглашению прибыли из Пакистана в Турцию.
Справка сервера: Судьба этих беженцев достойна целого исторического романа. В 30-х годах XX века, в результате бушевавшей в Средней Азии Гражданской войны, в Афганистан переселилась группа памирских кыргызов во главе со знаменитым Рахманкул-ханом. На новом месте кыргызы заняли земли Ваханского коридора. Рахманкул-хан, как обладатель многотысячных голов скота, в то время был одним из самых богатых местных вождей Афганистана. Королевская семья признала его заслуги в охране северо-восточной границы страны - он был удостоин титула "Pasbani Pamir" - "Защитник Памира". В 1978 году, после "апрельской революции" в Афганистане, Рахманкул-хан уводит ваханских кыргызов в Северный Кашмир. Потери скота при переходе, другой климат и болезни переселенцев, послужили причиной обращения Рахманкул-хана к США с просьбой об эммиграции на Аляску. В марте 1982 года на предложение Рахманкул-хана откликнулась Турция и поселила кыргызов в Восточной Анатолии. При этом часть кыргызов, в количестве около 50 семей во главе с Абдурашшид-ханом вернулась на афганский Памир. Сам Рахманкул-хан умер в 1990 году в Турции. По сообщениям кыргызстанских информагентств, правительством Кыргызстана рассматриваются варианты переселения кыргызов Турции и Афганистана на Родину. Турецкие кыргызы принадлежат к четырем кыргызским племенам отдела "ичкилик": Тейит (главенствующая группа - к ней и принадлежал Рахманкул-хан), Кесек, Кыпчак и Найман. Турки отмечают и сильные религиозные традиции этих кыргызов. Помимо переселенцев из Афганистана, в Турции живут и кыргызы, эммигрировавшие в Турцию в 1953 году.
АФГАНИСТАН - Численность: около 5500 семей (около 30000 чел.). Занимают земли Ваханского коридора в провинции Бадахшан на северо-востоке страны. Данные по численности даются по сообщению участника Лойя-Джирги 2002 года представителя кыргызской общины Вахана Турды Ахунда.
ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ Историческое исследование, посвященное проблеме происхождения кыргызов, написано автором этого сервера - Рустамом Абдуманаповым.
История тянь-шанских кыргызов и их государственности в период позднего средневековья несмотря на значительную историографическую традицию все еще слабо изучена. Это, прежде всего, связана с недостаточностью сведений о кыргызах в исторических источниках, т.е. слабостью источниковой базы. Более или менее содержательные сведения о кыргызах XVI века содержатся в Та’рūх-и Рашūдū Мирзы Мухаммад Хайдара и Бабур-нāме Захир ад-Дина Бабура, некоторые материалы по данному периоду истории имеются в источниках более позднего времени – Бахр ал-āсрāр Махмуда ибн Вали, Тa’рūх Шах Махмуда Чураса, в некоторых сочинениях агиографического характера. Вместе с тем, нужно отметить, что в Та’рūх-и Рашūдū и Бабур-нāме имеются лакуны в описании исторических событий этого периода.
Тянь-Шань и Памиро-Алай являются одними из величайших горных систем земного шара. С древнейших времен эти горные системы стали местом обитания разных племен и народностей. О самых древних обитателях Тянь-Шаня и Памиро-Алая упоминается в древнеперсидских клинописных текстах VI в. до н.э. и в трудах античных историков.
По сведениям арабо-мусульманских путешественников X-XII вв. и других письменных источников, где подробно описывают этносы, проживавшие на территории Ферганской долины, кочевые племена и народы, совместно защищавшие свою землю от иноземных захватчиков. Во времена правления Чингис-хана и Тамерлана, когда Ферганская долина неоднократно подвергалось нашествию их войск, им удалось на время рассеять часть местного населения, но через некоторое время они вновь возвращалась на свою землю. В письменных источниках говорится, что в эпоху позднего средневековья кашгарский хан Абдаллах (XVII в.) и джунгарские правители Галдан Бошокту, Галдан-Церен, Цеван-Рабтан, которые неоднократно пытались захватить Ферганскую долину, кыргызы и узбеки совместно защищали города Андижан, Ош, Узген и ряд других поселений и таким образом им удалось отстоять свою землю [1].
После обретения Кыргызстаном государственной независимости в научных и общественно-политических кругах, среди граждан республики значительно повысился интерес к отечественной истории, славному прошлому кыргызского народа. Этот интерес, главным образом, сфокусирован на истории этногенеза кыргызского народа, зарождения и развития кыргызской государственности, которая в конце XX века получила свое дальнейшее развитие в результате создания независимой Кыргызской Республики, ставшей полноправным членом мирового сообщества наций. Увлечение кыргызской интеллигенции историей древнекыргызской государственности настолько велико, что уже в первые годы независимости в процессе поиска этнической и культурной идентификации, благодаря усилиям журналистов и писателей, президента нашей республики стали называть термином ажо, что в древне-кыргызском языке означает "господин и владыка". В настоящее время, в связи с объявлением в нашей республике 2014 года указом президента А.Ш.Атамбаева Годом укрепления государственности, значительно возрастает актуальность всестороннего изучения истоков традиции государственности кыргызского народа в древности и средневековье.
В политической истории кыргызского народа период со второй половины XVIII в. до середины XIX в. является тяжёлым временем преодоления внутренней родоплеменной раздробленности с целью создания единого централизованного государства, которая на стадии его завершения и дальнейшего развития была поглощена Российской империей. Восемнадцатый век, по определению известного русского востоковеда Василия Бартольда, "был критическим для всего мусульманского мира", и в особенности для народов Туркестана, где бок о бок проживали близкородственные тюркоязычные народы такие как кыргызы, казахи, каракалпаки, узбеки, уйгуры, туркмены и др. Поскольку их территории тогда и позднее до середины XIX в. часто становились объектом агрессии иноземных войск, сначала государства западных монголов - Джунгарского ханства, а затем Цинской и Российской империй. Наряду с меркантильными интересами иноземных завоевателей в значительной степени этому способствовала и наблюдавшаяся политическая раздробленность Туркестанского региона.
Китайские кыргызы имеют почти такой же этнический состав, как и кыргызы Кыргызстана. Отличительной чертой кыпчаков среди китайских кыргызов является то, что они называют себя кан-кыпчаки. Происхождение такого этнонима еще недостаточно исследовано учеными. В Кызыл-Сууйской автономной кыргызской области Синцзян-Уйгурского автономного района Китая есть два села: Бостон-Терек и Бору-Токой, жители которого до сего дня называют себя кан кыпчаками в составе китайских кыргызов.
Теория, полагающая существенным воздействие окружающей среды, климата на на формирование обычаев, нравов, выдвигалась еще в античные времена. Она нашла свое продолжение в работах французских энциклопедистов (Монтескье, Тюрго), а также в концепциях более позднего периода. В них оформился так называемый географический детерминизм.
Язык является неотъемлемой частью этноса, его главным атрибутом. Язык создает неповторимый и адекватный образ этноса. В лингвистической традиции долгое время язык интересовал нас как средство коммуникации и как особая знаковая система условных единиц. Однако с активизацией этнолингвистического и лингвокультурологического вектора исследований в современном языкознании, язык стал также рассматриваться как ментальный "портрет" этноса, который эксплицирует его языковое мировосприятие, вербально аккумулирует духовный и материальный опыт народа.
Дело "Об убийстве таможенного объездчика Боровкова и трех стражников в Ошском уезде" или так называемое "дело Камчыбека Алымбек уулу" появляется в 1894 году. Убитые были таможенниками Эркештамского таможенного разъезда. Именно они и задержали "подозрительный караван", следовавший с товарами из Кашгарских владений и принадлежащий Камчыбеку.
Известные события 1875-76 гг. ускорили ход завоевания Российской империей Кокандского ханства, в т.ч. и Оша. В январе 1876 г. из отношения Военного министра Д.А. Милютина министру иностранных дел А.М. Горчакову становится известно о решении императора Александара II занять территорию Кокандского ханства (ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп. 1. Д.53. Л.85, 90). Последствия не заставили себя долго ждать. Чуть позже в сообщениях первого Туркестанского генерал-губернатора К.П. Кауфмана от 4 марта 1876 г. отмечалось, что "… Вновь занятую русскими войсками территорию, составляющую до прошлого 1875 года ханство Коканское, включить в границы Империи и образовать из нея область Ферганскую" (ЦГА РУз. -Ф. 715, Оп. 1. Д. 67. -Л.18; ООГАПД КР. -Ф. 50. Оп. 1. Д.121. Л.3). На что следовал указ императора Александра II, который гласил: "...образовать из нея область Ферганскую со включением в состав Туркестанского генерал-губернаторства…". (Кыргызстан-Россия...-С.376). Так, на карте Туркестана появилась новая административно-территориальная единица под названием Ферганской области.
Несомненно, Курманжан-датка относится к тем историческим личностям кыргызов, чья жизнедеятельность наиболее полно и всесторонне изучена. Нам остается только констатировать тот факт, что место и роль "алайской царицы" в истории кыргызов и Кыргызстана огромны, и, к великой радости, она одна из первых по достоинству оценена современными учеными, политиками и общественностью.
В числе исторических личностей кыргызов XIX - нач. XX вв. особое место в общественно-политической жизни своего народа, Кокандского ханства, а впоследствии и русского Туркестана занимали Алымбек датка Асан-бий уулу и его жена Курманджан-датка.
Диссертационная работа посвящена комплексному исследованию основных этапов становления и развития этнополитических связей кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. В диссертации обстоятельно исследована роль кыпчакских племен в процессе становления кыргызского народа и выявлены кыпчакские компоненты в родоплеменном составе кыргызов. При написании настоящей диссертации помимо сведений письменных источников широко использованы также материалы фольклора, топонимии и этнографии тюркоязычных народов Евразии. В результате сопоставительного анализа более шестидесяти этнонимов кипчакского происхождения в этническом составе кыргызского народа установлено, что межэтнические связи кыргызов и кыпчаков начинаются еще в Кв., когда на политическую арену Центральной Азии вышли Кыргызский и Кимакский каганаты, и завершились, в основном, в эпоху Золотой Орды и государства Моголистан.
Русские путешественники и исследователи, посещавшие во второй половине Х1Х в и начало ХХ в. В Среднюю Азию и Кыргызстан, уделяли большое значение физико и экономо-географическому изучению этого все ещо остававшегося малоизвестным в европейской науке региона. А участники военно-научных экспедиций и рекогносцировок исследователи Кыргызстана в стратегическом плане. И это вполне соответствовало целям и задачам колониальной политики царского правительства и его властей в Туркестане. Вместе с тем, в деятельности русских и отчасти зарубежных путешественников и местных краеведов в большой мере наличествовало и другое направление - исследование природы и населения края собственно в интересах развивающихся русской и зарубежной науки, особенно этнологии. И не удивительно, что в их научно- литературном наследии отразились многие стороны культуры, этнографии, традиции, нравы и обычаи кыргызского и других народов населяющих Среднюю Азию. Доисламское вера у кыргызов в том числе шаманство и шаманский култь в трудах путешественников и исследователей встречается эпизотически, хотя имеет ценное научное значения.
Ситуация в Кыргызстане отличается большим многообразием: мусульмане по происхождению и убеждениям составляют более 80% населения; около 17% относится к православным. Кроме того, здесь живут представители новых, часто называемых нетрадиционными, религий (для сравнения в России 5 млн. чел. относят себя к нетрадиционным религиозным культам). При этом ни одна из общин, за исключением иудейской и старообрядческих, не является моноэтничной.
Применение термина Ак-Орда и Кок-Орда было явлением, характерным только для территории Восточного Дешт-и Кипчака. При этом Ак-Ордой (Белой Ордой) назывались владения старшего сына Джучи — Орды, а Кок-Ордой (Синей Ордой) — владения пятого сына Джучи, Шибана. Во второй половине ХІV в. происходят события, повлекшие за собой и изменения в применении разбираемой терминологии. Шибаниды, захватившие власть в Золотой Орде, переносят название своего улуса на нее. В свою очередь, их территория на рубеже 60–70-х годов ХІV в. была окончательно присоединена к Ак-Орде Урус-хана, потомка хана Орды.