Статьи
 

Кыргызы


Так называемый
"Гумбез Манаса",
на самом деле легендарный батыр
был похоронен тайно
в другом месте.
Народ, основное население Кыргызстана. Живут также в Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, России, Синьцзяне (Китай) и небольшие группы в Западной Монголии и Северо-Восточном Афганистане и Пакистане. Язык кыргызский кыргызско-кипчакской группы тюркских языков.

[Народы и религии мира. - М.: БСЭ, 1999]

Киргизы, или Каракиргизы, ветвь древнего тюркского племени "Кыргиз", часть которого поглощена Большой киргиз-кайсакской ордой, а часть сохранила самостоятельность, из 7 родов киргиз - четыре тюрко-динлинского происхождения, а 3 - тюрко-алтайского. Киргизы кочуют в пределах России и Китая, по долине Алая и по плоскогорьям Тянь-Шаня и Памира. К. около 300 т., все они мусульмане. Язык у Киргиз и Киргиз-кайсаков почти один и тот же, чисто тюркского характера, звучен и образен; народная поэзия развита. Чисто киргизской письменности нет; книжный язык - смесь киргизского и татарского.

[Брокгаузъ on-line]

ДИАСПОРЫ КЫРГЫЗОВ

УЗБЕКИСТАН. Численность: более 370 000 человек (данные доклада президента Республики Кыргызстан А. Акаева на ассамблее народов Кыргызстана). Расселены в основном в пределах Ферганской долины. Большая часть кыргызских аилов и земель вошли в состав соседнего Узбекистана в результате процесса национального размежевания, проведенного в 20-е годы XX века.

КИТАЙ. Численность: более 200 000 человек. Основная часть кыргызов расселена в Кызыл-суйском кыргызском автономном округе Синьцзянь-уйгурского автономного района КНР. 

ТУРЦИЯ - Численность: 200-310 семей (1100-1200 чел.). Расселены в деревнях Акынкёй и Шерефликочхисар вилайета Анкара - 12 домов; в ильче Джиханбейли вилайета Конья - 4 дома; 197 семей расселены в деревне Карагюндюз вилайета Ван, 298 семей в Эрджиш; 1300 чел. – в населенных пунктах вилайета Малатья и Адана.
Сохраняют родной язык. По мнению турецких специалистов кыргызскую этническую группу характеризует ряд общих моментов - приверженность родоплеменному устройству жизни, соблюдение языковых и религиозных обычаев. Последнее особенно касается беженцев 1982 г., которые по спецсоглашению прибыли из Пакистана в Турцию.

Справка сервера: Судьба этих беженцев достойна целого исторического романа. В 30-х годах XX века, в результате бушевавшей в Средней Азии Гражданской войны, в Афганистан переселилась группа памирских кыргызов во главе со знаменитым Рахманкул-ханом. На новом месте кыргызы заняли земли Ваханского коридора. Рахманкул-хан, как обладатель многотысячных голов скота, в то время был одним из самых богатых местных вождей Афганистана. Королевская семья признала его заслуги в охране северо-восточной границы страны - он был удостоин титула "Pasbani Pamir" - "Защитник Памира". В 1978 году, после "апрельской революции" в Афганистане, Рахманкул-хан уводит ваханских кыргызов в Северный Кашмир. Потери скота при переходе, другой климат и болезни переселенцев, послужили причиной обращения Рахманкул-хана к США с просьбой об эммиграции на Аляску. В марте 1982 года на предложение Рахманкул-хана откликнулась Турция и поселила кыргызов в Восточной Анатолии. При этом часть кыргызов, в количестве около 50 семей во главе с Абдурашшид-ханом вернулась на афганский Памир. Сам Рахманкул-хан умер в 1990 году в Турции.
По сообщениям кыргызстанских информагентств, правительством Кыргызстана рассматриваются варианты переселения кыргызов Турции и Афганистана на Родину.
Турецкие кыргызы принадлежат к четырем кыргызским племенам отдела "ичкилик": Тейит (главенствующая группа - к ней и принадлежал Рахманкул-хан), Кесек, Кыпчак и Найман. Турки отмечают и сильные религиозные традиции этих кыргызов. Помимо переселенцев из Афганистана, в Турции живут и кыргызы, эммигрировавшие в Турцию в 1953 году.

АФГАНИСТАН - Численность: около 5500 семей (около 30000 чел.). Занимают земли Ваханского коридора в провинции Бадахшан на северо-востоке страны. Данные по численности даются по сообщению участника Лойя-Джирги 2002 года представителя кыргызской общины Вахана Турды Ахунда.    
 

ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Историческое исследование, посвященное проблеме происхождения кыргызов, написано автором этого сервера - Рустамом Абдуманаповым.

Этимология термина "кыргыз". Область "Каркар-хан" - кыпчакско-кыргызский симбиоз.
Сведения "Маджму ат-Таварих". Военная организация крыльев "он", "сол" и "ичкилик". Заселение Тянь-Шаня.
Кыргыз-кыпчаки. Кожом-Шукур. Западно-кыпчакский круг племен. Заключение.

Также: Историографический обзор проблемы происхождения киргизов.

ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ КЫРГЫЗОВ
Отрывки из письменных источников, подготовленные Станиславом Угдыжековым.

Китайские письменные источники о древних кыргызах.

Арабские и персидские письменные источники о кыргызах
 


 

 

Материалы раздела "кыргызы"

Д.Б. Сапаралиев. О государственном устройстве кыргызов со второй половины XVIII века до середины XIX века

В политической истории кыргызского народа период со второй половины XVIII в. до середины XIX в. является тяжёлым временем преодоления внутренней родоплеменной раздробленности с целью создания единого централизованного государства, которая на стадии его завершения и дальнейшего развития была поглощена Российской империей. Восемнадцатый век, по определению известного русского востоковеда Василия Бартольда, "был критическим для всего мусульманского мира", и в особенности для народов Туркестана, где бок о бок проживали близкородственные тюркоязычные народы такие как кыргызы, казахи, каракалпаки, узбеки, уйгуры, туркмены и др. Поскольку их территории тогда и позднее до середины XIX в. часто становились объектом агрессии иноземных войск, сначала государства западных монголов - Джунгарского ханства, а затем Цинской и Российской империй. Наряду с меркантильными интересами иноземных завоевателей в значительной степени этому способствовала и наблюдавшаяся политическая раздробленность Туркестанского региона.

Сынару Алымкулова. Кыпчаки в составе китайских кыргызов

Китайские кыргызы имеют почти такой же этнический состав, как и кыргызы Кыргызстана. Отличительной чертой кыпчаков среди китайских кыргызов является то, что они называют себя кан-кыпчаки. Происхождение такого этнонима еще недостаточно исследовано учеными. В Кызыл-Сууйской автономной кыргызской области Синцзян-Уйгурского автономного района Китая есть два села: Бостон-Терек и Бору-Токой, жители которого до сего дня называют себя кан кыпчаками в составе китайских кыргызов.

З.К. Дербишева. Языковое восприятие пространства (статья вторая из цикла «Кыргызский этнос в зеркале языка»)

Теория, полагающая существенным воздействие окружающей среды, климата на на формирование обычаев, нравов, выдвигалась еще в античные времена. Она нашла свое продолжение в работах французских энциклопедистов (Монтескье, Тюрго), а также в концепциях более позднего периода. В них оформился так называемый географический детерминизм.
Концепт "Пространство", Интерпретация концепта "Пространство"  в грамматике.

З.К. Дербишева. «Философия кыргызов через призму языка» (статья первая)

Язык является неотъемлемой частью этноса, его главным атрибутом. Язык создает неповторимый и адекватный образ этноса. В лингвистической традиции долгое время язык интересовал нас как средство коммуникации и как особая знаковая система условных единиц. Однако с активизацией этнолингвистического и лингвокультурологического вектора исследований в современном языкознании, язык стал также рассматриваться как ментальный "портрет" этноса, который эксплицирует его языковое мировосприятие, вербально аккумулирует духовный и материальный опыт народа.
Жизненные ценности кыргыза , Концепт "Жизнь", Кыргызская философия жизни , Жизненные приоритеты и установки, Национальные обычаи

Б.К. Абытов. "Дело" Камчыбека Алымбек уулу

Дело "Об убийстве таможенного объездчика Боровкова и трех стражников в Ошском уезде" или так называемое "дело Камчыбека Алымбек уулу" появляется в 1894 году. Убитые были таможенниками Эркештамского таможенного разъезда. Именно они и задержали "подозрительный караван", следовавший с товарами из Кашгарских владений и принадлежащий Камчыбеку.

Абытов Б.К. Город Ош в начале ХХ века (по материалам русскоязычных источников)

Известные события 1875-76 гг. ускорили ход завоевания Российской империей Кокандского хан­ства, в т.ч. и Оша. В январе 1876 г. из отношения Военного минис­тра Д.А. Милю­тина министру иностранных дел А.М. Гор­ча­кову становится известно о решении импера­тора Александара II занять территорию Кокандского хан­ства (ЦГА КР. Ф.И. 75. Оп. 1. Д.53. Л.85, 90). Последствия не заставили себя долго ждать. Чуть позже в сообщениях пер­вого Туркестан­ско­го генерал-губернато­ра К.П. Кауфмана от 4 марта 1876 г. отме­ча­лось, что "… Вновь занятую русскими войсками территорию, составляю­щую до прош­ло­го 1875 года ханство Коканское, включить в границы Империи и обра­зовать из нея область Ферганскую" (ЦГА РУз. -Ф. 715, Оп. 1. Д. 67. -Л.18; ООГАПД КР. -Ф. 50. Оп. 1. Д.121. Л.3). На что следовал указ императора Алек­сандра II, который гласил: "...образовать из нея область Ферганскую со включе­нием в состав Туркестанского генерал-губер­на­­тор­­ства…". (Кыргызстан-Россия...-С.376). Так, на карте Туркес­та­на появи­лась новая административно-терри­ториаль­­ная единица под наз­ва­нием Фер­ган­ской области.

Б.К. Абытов. Малоизвестные факты из жизнедеятельности Курманжан-датки

Несомненно, Курманжан-датка относится к тем историческим личностям кыргызов, чья жизне­дея­тель­ность наиболее полно и всесторонне изучена. Нам остается только констати­ро­вать тот факт, что место и роль "алайской царицы" в истории кыргызов и Кыргызстана огромны, и, к великой радости, она одна из первых по достоин­ству оценена современными учеными, политиками и общественностью.

Абытов Байболот Капарович. Историко-политический портерт Алымбек-датки.

В числе исторических личностей кыргызов XIX - нач. XX вв. особое место в общес­твен­но-политической жизни своего народа, Кокандского ханства, а впо­след­­ствии и русского Туркестана занимали Алымбек датка Асан-бий уулу и его жена Курманджан-датка.

Мехмет Кылдыроглу. Этнополитические связи кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв.

Диссертационная работа посвящена комплексному исследованию основных этапов становления и развития этнополитических связей кыргызов и кыпчаков во второй половине IX-XVI вв. В диссертации обстоятельно исследована роль кыпчакских племен в процессе становления кыргызского народа и выявлены кыпчакские компоненты в родоплеменном составе кыргызов. При написании настоящей диссертации помимо сведений письменных источников широко использованы также материалы фольклора, топонимии и этнографии тюркоязычных народов Евразии. В результате сопоставительного анализа более шестидесяти этнонимов кипчакского происхождения в этническом составе кыргызского народа установлено, что межэтнические связи кыргызов и кыпчаков начинаются еще в Кв., когда на политическую арену Центральной Азии вышли Кыргызский и Кимакский каганаты, и завершились, в основном, в эпоху Золотой Орды и государства Моголистан.

Б.М. Жумабаев. Доисламские верования кыргызов в трудах русских исследователей.

Русские путешественники и исследователи, посещавшие во второй половине Х1Х в и начало ХХ в. В Среднюю Азию и Кыргызстан, уделяли большое значение физико и экономо-географическому изучению этого все ещо остававшегося малоизвестным в европейской науке региона. А участники военно-научных экспедиций и рекогносцировок исследователи Кыргызстана в стратегическом плане. И это вполне соответствовало целям и задачам колониальной политики царского правительства и его властей в Туркестане. Вместе с тем, в деятельности русских и отчасти зарубежных путешественников и местных краеведов в большой мере наличествовало и другое направление - исследование природы и населения края собственно в интересах развивающихся русской и зарубежной науки, особенно этнологии. И не удивительно, что в их научно- литературном наследии отразились многие стороны культуры, этнографии, традиции, нравы и обычаи кыргызского и других народов населяющих Среднюю Азию. Доисламское вера у кыргызов в том числе шаманство и шаманский култь в трудах путешественников и исследователей встречается эпизотически, хотя имеет ценное научное значения.

Александр Ярков. Очерк истории религий в Кыргызстане

Ситуация в Кыргызстане отличается большим многообразием: мусульмане по происхождению и убеждениям составляют более 80% населения; около 17% относится к православным. Кроме того, здесь живут представители новых, часто называемых нетрадиционными, религий (для сравнения в России 5 млн. чел. относят себя к нетрадиционным религиозным культам). При этом ни одна из общин, за исключением иудейской и старообрядческих, не является моноэтничной.

Р.А. Абдуманапов. Кипчакский компонент в этногенезе киргизов.

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.07 – этнография, этнология и антропология.

Юрий Турлыков. Собака, которую нельзя купить за деньги

Из истории города Токмак

Сабирджан БАДРЕТДИН. Влияние татар на Кыргызстан в начале XX века

К вопросу о кыргызах и Фергане

С.М. Абрамзон. Народные предания как источник для изучения этнической истории киргизов Центрального Тянь-Шаня.

Извлечения из Тарих-и Кашгар

Маджму ат-Таварих

А.М. Мокеев. "Этапы этнической истории киргизского народа на Тянь-Шане"

Остальные статьи

 
 
"Евразийский исторический сервер"
1999-2013 © Абдуманапов Рустам
Вопросы копирования материалов
библиотека | письменность | языкознание | хронология | генеалогия | угол зрения
главная | о проекте | баннеры сайта